my-paris1.jpgmy-paris2.jpgmy-paris3.jpgmy-paris4.jpg

Скульптура Франции - эпохи, периоды

СКУЛЬПТУРА

Эпоха Каролингов. Во времена правления Карла Великого любимым материалом резчиков была слоновая кость. Сохранилось множество окладов рукописных книг, представляющих собой плоские пластинки, украшенные рельефами со сценами Страстей Христовых.

Романская скульптура (X—XII).

Скульптура вновь появляется во Франции сначала на юге, где сохранились античные памятники (Сен-Сернен в Тулузе). Пластический декор сосредоточен на фасадах (портал над входом, где главенствует тимпан со "Страшным Судом" или "Христом во славе"). Главные памятники эпохи — порталы в Сен-Пьер в Муассаке, Сен-Лазар в Отене, Сент-Мадлен в Везле. позже — провансальские порталы Сен-Трофим в Арле и Сен-Жиль дю Гар.

Готическая скульптура (XII-XV).

Круглая скульптура и архитектурный декор готики отражают нарастающее стремление искусства к натурализму, к индивидуализации трактовки человеческой фигуры и лица. Статуи-колонны на порталах готических соборов становятся все более живыми и выразительными ("Улыбающийся ангел" в Реймсе). В связи с ростом культа Богоматери для тимпана над портапом все чаще выбирают сцену "Коронования Марии" (Санлис). В декоре интерьеров используется мелкая пластика (драгоценные статуэтки Богоматери), а также надгробная скульптура (надгробия французских королей в Сен-Дени).

Скульптура Возрождения (XV-XVI).

Новая итальянская манера появляется во Франции на рубеже XVXVI вв. в надгробной пластике [М. Коломб) и в архитектурном декоре (замки Луары). В стилистике школы Фонтенбло работает П. Бонтан (надгробие Франциска I. урна с сердцем Франциска I). Классика французского Возрождения Ж. Гужона отличает прекрасное знание античности, благородство и чистота линии и моделировки (рельефы фонтана Невинных и алтарной преграды Сен-Жермен-л'Оксеруа в Париже). С одинаковым мастерством и утонченной грацией исполнял свои произведения в мраморе, бронзе или керамике Ж. Пилон (надгробие сердца Генриха II, скульптура для ротонды Валуа).

Скульптура классицизма (XVII в.). Два наиболее ярких представителя "версальского" классицизма — Ф. Жирардон и А. Куазвво. Оба работали под покровительством Людовика XIV, украшали аллегорическими и мифологическими статуями и скульптурными группами парк и дворец Версаля, исполняли заказные портреты.

Скульптура XVIII в.

В начале века в скульптуре преобладает барочный стиль (фонтан Нептуна в Версале братьев Адан, "Лошади Марли" на площади Согласия Г. Кусту). Ближе к середине столетия Э. Бушардон возвращает скульптуру в классическое русло (фонтан "Времена года" на улице Гренель. конная статуя Людовика XV). Ж. Б. Пигаль вновь обращается к барочной театральности (надгробие маршала Саксонского). Блестящий мастер реалистического скульптурного портрета — Ж. Гудон (портреты Вольтера. Бюффона. Вашингтона).

Скульптура XIX в.

Бурное строительство благоприятствует развитию монументальной скульптуры: Ф Рюд украшает рельефом "Марсельеза" (1836) Триумфальную арку на площади Звезды: Ж.Б. Карпо помещает горельеф "Танец" (1868) на фасад Оперы Гарнье. Ведущими жанрами продолжают оставаться портрет и надгробный памятник (П.-Ж. Давид дАнже. Ж.Б. Карпо. Ж. Далу, П.А. Бартоломе). Гениальный мастер Огюст Роден, обладавший мощным пластическим и лирическим темпераментом, в своем искусстве провозглашал свободу от академических условностей ("Мыслитель", "Поцелуй", "Граждане Кале").

Скульптура XX в, проделала общий для всех пластических искусств путь: от уже ставших классиками А. Бурделя (рельефы театра Шанз-Элизе) и А. Майоля ("Помона", "Флора") до всевозможных форм абстракции послевоенных десятилетий. Для конца XX в характерно активное внедрение скульптуры в городскую пространственную среду площадей, парков и садов (черно-белые колоннады во дворе Пале-Руаяля, фонтан Стравинского возле Центра Помпиду в Париже).