my-paris1.jpgmy-paris2.jpgmy-paris3.jpgmy-paris4.jpg

История Франции - краткая история Франции и Парижа

ИСТОРИЯ

Что считать началом истории Франции? Время, когда здесь впервые появился человек (примерно миллион лет назад), или время, когда современники заговорили о Франции как о государстве? Мы начнем с заселения этих земель.

ФРАНЦИЯ В ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

История заселения Франции насчитывает многие тысячелетия. На территории от Бретани до Корсики только эпоха мегалита длилась приблизительно 25 веков. Примерно в VIII в до н. э. одним из основных очагов этнической экспансии стала обширная область Центральной Европы, охватывающая территорию современных Чехии, Австрии, Венгрии и Южной Германии. Ее население составляли племена, которые греки называли кельтами, а римляне — галлами (откуда и возникло название Галлии для всей страны).

К концу первого тысячелетия до н. э. кельты расселились и построили укрепления-опподиумы почти на всей территории Галлии. Галльское общество делилось на три группы: воины-аристократы, жрецы-друиды и народ.

История Франции - краткая история Франции и Парижа

РИМСКАЯ ГАЛЛИЯ

Во II в. до н. э. кельтская цивилизация отступала под натиском германских племен с северо-востока и римлян с юга, из-за Альп. В результате вооруженных столкновений римлян и германцев последние оказываются отброшенными за Рейн. За несколько лет Юлий Цезарь подчинил себе все галльские земли. Именно его "Записки о галльской войне" стали основным источником информации об этих событиях. Разместив легионы по всей Галлии. Цезарь вернулся в Рим. В его отсутствие в 52 г. до н. э. в Галлии началось восстание, которое возглавил Верцингеториг, сын вождя одного из сильнейших южно-галльских племен арвернов. Борьба продолжалась два года и закончилась победой римлян. Однако Верцингеториг вошел в историю как первый национальный герой Франции. Галлы долго не могли смириться с властью римлян:

в 31-30 гг. восстали треверы, в 29 г. — морины. в 28 г. — аквитаны. После победы Рима все галльские земли были превращены в собственность "римского народа", а галлы стали лишь временными их владельцами. Еще более тяжелым оказалось бремя налогов. Раз в 15 лет опись имущества определяла размер налога с каждой семьи на весь срок.

Пятивековое господство Рима не могло не повлиять на последующую историю страны. Галлия сельская стремительно стала превращаться в городскую: именно тогда возникли будущие Лион. Отен, Орлеан, Клермон, Труа и многие другие города. Римляне построили по всей стране мосты и акведуки, широкую сеть дорог. Это сразу вызвало рост производства зерна, скота, вина (заменившего пиво — традиционный напиток галлов), гончарных изделий Галльские земли активно вовлекались в торговлю. Кстати, именно римлянами была основана будущая столица Франции — Лютеция (Париж).

Романизация Галлии сильно повлияла и на ее культуру. Кельтский язык вытеснила латынь. Претерпев изменения по сравнению с классической латынью и частично сохранив кельтскую лексику, она стала к моменту падения Рима родным языком подавляющего большинства галлов. Подверглась ассимиляции и религия: каста друидов теряла свое влияние, и боги галлов все больше походили на римских. По греко-римским образцам в городах строились амфитеатры и термы, триумфальные арки и храмы.

ФРАНЦИЯ В XVI в.

В XVI в. экономические успехи Франции были весьма впечатляющими: страна вела активную средиземноморскую торговлю. Подавляющая масса населения была занята в земледелии.

Монархическая власть достигла наибольшего могущества при Франциске I (1515-1547). Король подчинил себе церковь, получив право назначать всех французских епископов, отказался от созыва Генеральных штатов, запретил парламенту вмешиваться в государственные дела, за исключением судебных. Все центральное управление было сосредоточено в Королевском совете, подразделявшемся на Большой и Малый советы. Финансовый, Совет депеш и Государственный совет.

Франция начинает присматриваться к чужим территориям, в частности к плодородным землям Италии. Все попытки завоевать южного соседа закончились неудачно, но сыграли решающую роль в истории французской культуры: в страну проникла культура итальянского Возрождения, горячим поклонником которой был Франциск I. Художественная политика короля была логическим продолжением его общей политики. Для реализации грандиозных замыслов ему нужна была придворная жизнь. Франциск, провозгласив себя покровителем наук и искусств, собрал лучших ученых-гуманистов, художников и архитекторов Италии. Первым в 1516 г. ко двору был приглашен великий Леонардо да Винчи.

ФРАНЦИЯ В XVII в.

Генрих IV с большим трудом восстановил гражданский мир в стране. С помощью своего друга-гугенота министра Максимилиана де Бвтюна Сюлли король добился финансовой стабилизации: он заботился о развитии земледелия и торговли, об улучшении дорог и портов, много строил в Париже и других городах. Амбициозным внешнеполитическим планам Генриха не суждено было сбыться: в 1610 г. он был заколот папистом-фанатиком Равальяком.

Регентшей при малолетнем наследнике, будущем Людовике XIII, стала его мать Мария Медичи. Судьбы Франции вершили фавориты, двор раздирали интриги, пока бразды правления не взял в свои руки выдвинувшийся в Генеральных штатах талантливый и бесконечно преданный короне епископ Ариен Жан дю Плесси Ришелье (1585-1642). В 1619 г. он стал кардиналом, в 1624 г. — членом Государственного совета и фактическим правителем в государстве. На этом посту Ришелье оставался 18 лет и сумел многое сделать для укрепления абсолютизма. Он требовал от дворянства верности и самоотверженного служения королю, подчинения общегосударственным законам. Потому были разрушены многие замки строптивой феодальной знати, не имевшие стратегического значения, запрещены дуэли, уничтожены гугенотские крепости (в том числе знаменитая Ла-Рошель, 1629). Гугенотам сохранили свободу вероисповедания, но лишили всех военных и политических привилегий. Ришелье реорганизовал систему управления. В области экономической политики кардинал поддерживал торговлю, развитие французского флота, активное заселение французской Канады. Он покровительствовал Сорбонне, а в 1635 г. основал Французскую академию. В 1642 г. Ришелье скончался, всего лишь на год его пережил Людовик XIII. Но абсолютизм во Франции был к этому времени уже надежно защищен от внешних и внутренних посягательств.

Следующий период в истории Франции называют "веком Людовика XIV. "Великий Людовик", или "король-Солнце", взошел на трон в 5 лет и правив 72 года. Детство короля прошло в обстановке смуты, затеянной Фрондой во главе с принцем Конде. Победу одержал кардинал Мазарини. Благодаря умелой внутренней и внешней политике. правильной расстановке ключевых фигур (Кольбер. Лионн, Лувуа),. французская монархия достигла в XVII в. высочайшего могущества в экономической, военной, дипломатической сферах. Власть "короля-Солнца" была неограниченной: "Государство — это я". "Век Людовика XIV" — это время блестящего расцвета литературы и искусств. Свидетельство этому драмы Корнеля и Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, живопись Пуссена. Резиденция короля в Версале — безусловный и неоспоримый законодатель моды при дворах всей Европы.

XVIII в. - ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ

XVIII в. стал свидетелем заката и падения монархии. Великая французская буржуазная революция уничтожила политическую систему страны. От эпохи Регентства Филиппа Орлеанского при малолетнем наследнике престола Людовике XV (1715—1723) до государственного переворота 18 брюмера — таков путь, проделанный страной за столетие. Слабость правителей, всесильные фавориты, падение нравов. Королевский двор перестал быть центром общественной мысли, который переместился в салоны, кафе и клубы; светские и литературные темы постепенно вытеснились философскими и общегражданскими. Политика, религия и мораль, проблема взаимоотношений человека и общества — все подверглось решительной переоценке. Крупнейшие писатели и философы эпохи — Дидро, Вольтер, Руссо, Монтескье, утверждая веру в человеческий разум и прогресс, отстаивали новые взгляды в многотомной "Энциклопедии" — выдающемся памятнике философской мысли столетия.

Энциклопедисты, по их убеждению, несут обществу "свет", борются с деспотизмом власти и нетерпимостью — отсюда название эпохи "век Просвещения" (Sifccle des Lumteres). В 1762 г. Жан-Жак Руссо создал "Общественный договор" (Le Contrat Social), провозглашавший свободу и равенство каждого гражданина. Тридцать лет спустя его текст лег в основу Декларации прав человека 1793 г., которой руководствовались революционеры Дантон и Робес-пьер. Деятельность просветителей-энциклопедистов имела широкий резонанс по всей Европе. Франция по-прежнему оставалась духовным лидером Европы.