my-paris1.jpgmy-paris2.jpgmy-paris3.jpgmy-paris4.jpg

Архитектура Франции

Первобытное искусство. Эпоха неолита оставила нам загадочные мегалитические камни — отдельно стоящие менгиры, дольмены и целые аллеи ведущих в никуда мегалитических камней (бретонский Карнак).

Архитектура Франции

Римская Галлия.

Римляне научили галлов строить из камня. В городах по всей стране появились построенные по римским образцам амфитеатры (Париж. Оранж, Ним), храмы (Квадратный дом в Ниме). термы (Париж), триумфальные арки, украшенные фресками и мозаиками дома знати. Между городами протянулись акведуки (Гардский мост в Провансе).

Эпоха Меровингов.

После принятия христианства в IV в. н. э. в церковной архитектуре соединились черты античного, варварского и раннехристианского строительного искусства и техники. Постепенно вырабатывается тип базиликального храма с планом в виде латинского креста. От этого периода во множестве сохранились крипты — небольшие, преимущественно подземные, сооружения над могилой святого или христианской реликвией, над которыми позднее возводились романские и готические храмы (Жуарр). Появились и первые баптистерии (Пуатье).

Эпоха Каролингов.

В архитектуре конца VIII — X вв. заметно усложнились размеры и формы зданий. Наиболее значительными сооружениями славилась столица империи Карла Великого Ахен (тогда называвшийся Эксла-Шапель). Тронный зал императора не сохранился, но дворцовая капелла (805) существует почти полностью в своем первоначальном облике. Центрическая в плане, она представляет собой массивный каменный многогранник, перекрытый купоном на тяжелых арочных конструкциях.

Романская архитектура (X-XII вв.).

Для романского (т. е. использующего римскую каменную сводчатую конструкцию) стиля характерно существование множества региональных школ и направлений — романские архитектурные памятники Бургундии. Оверни. Прованса или Нормандии, несмотря на стилевую общность, легко различимы. Мастера-каменотесы и резчики словно соревнуются друг с другом в украшении скульптурой фасадов, порталов, капителей колонн (храмы Сен-Лазар в Отене, Сент-Мадлен в Везуле, Сен-Трофим в Арле, Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье). В крепостной архитектуре главенствующее положение занимают башни над стенами и воротами (донжон в Ланже). Знаменитый авиньонский мост Сен-Бенезе также принадлежит романской эпохе.

Готическая архитектура (XII-XV).

Характерные черты ранней готики воплотились в соборе Парижской Богоматери. Базилика длиной 129 м состоит из 5 продольных нефов и одного поперечного — трансепта. В храм ведут три входа-портала; над ними находятся ниши со статуями библейских царей. Центр западного фасада украшает окно-роза. Над ним вытянулся ряд стрельчатых арок. Завершают архитектурную композицию две башни, украшенные скульптурами химер. Любой готический храм после романского поражает огромными размерами и необъятным внутренним пространством, что объясняется принципиально новой конструкцией: сила тяжести свода с помощью арок-аркбутан о в выносится за пределы стены на столбы — контрфорсы (вся конструкция оказывается как бы снаружи храма); такую стену не нужно делать мощной и толстой, и огромные оконные проемы готические мастера оформляют разноцветными витражами. Лучшие образцы этого стиля — соборы в Шартре (с сохранившимся ансамблем витражей XIIXIII вв.), Лане, Реймсе и Амьене. На XIVXV вв. приходится завершающий этап эволюции готического стиля, т. н. пламенеющей готики: архитектурный декор уже не связан с конструкцией, линии дробятся, приобретают форму языков пламени (дом Жака Кера в Бурже, церковь Сен-Маклу и Дворец правосудия в Руане).

Эпоха Возрождения (XV-XV).

Столетняя война пагубно отразилась на развитии строительного искусства и архитектуры. Эпоха Возрождения началась во Франции значительно позже. Лишь на рубеже XVXVI вв. французские строители начинают "примерять" ордерные декорации на крепостные стены и башни, готические порталы и своды. Переворот совершается при Франциске I. Возрождение в архитектуре — это замки Луары (Блуа. Шенонсо, Азеле-Ридо, Шамбор), королевские резиденции в Фонтенбло и Лувре, дворцовые ансамбли Анэ, Шантийи. Это ажурные лестничные башни, орнаментальные фантазии резных окон, высокие кровли и строгие колоннады. На смену анонимному мастеру-каменщику Средневековья приходит архитектор: имена Филибера Делорма, Пьера Леско, Андруэ Дюсерсо составляют славу французской архитектуры эпохи.

Эпоха классицизма (XVII).

Чувство меры и строгость стиля отличают постройки Ж. Лвмерсьв, одного из основоположников классицизма во французской архитектуре. Первый архитектор Людовика XII и архитектор Лувра, он строил в Париже церковь Валь-де-Грас, в которой угадываются итальянские черты: в ярусном членении фасада, выделении центрального выступа с колоннами и треугольным фронтоном. Ф. Мансар обладал чувством пропорций и вкусом к ясным членениям; широко используя архитектурный ордер, он стремился к симметрии и гармонии (Мезон-Лаффит, Блуа). Л. Лево (дворец в Воле-Виконт) чутко уловил стремление к созданию стиля, отражающего блеск и величие империи "короля-солнце". Это стремление воплотилось в архитектуре нового дворца в Версале, где с Лево работал и Ж. Ардуэн-Мансар. грандиозные объемы, четкий ритм горизонтальных и вертикальных членений, использование античного декора. Та же идея идеального порядка лежит в основе регулярного парка Версаля, созданного А. Ленотром.

Рококо (1715-1750).

Мастера рококо сохраняют классические принципы композиции в экстерьере (симметрия фасада, увенчанный фронтоном центральный выступ), но гораздо более свободно используют архитектурный декор. Рокайльная архитектура — это, в первую очередь, частные особняки (отели), в которых парадные анфилады уступают место камерным салонам, будуарам и кабинетам, где стены обшиты драгоценными породами дерева, украшены зеркалами, изящной лепниной и позолотой (особняки Субиз. Матиньон, Лассе в Париже).

Неоклассицизм Архитектура.

Архитектура неоклассицизма — это отказ от дробных форм и прихотливой игры орнамента и возврат к простоте стиля и торжественной монументальности. За основу вновь берутся античные образцы, предпочтение отдается строгому дорическому ордеру. Возводятся городские ансамбли (площадь Согласия в Париже, 1770, арх. Ж.А. Габриэль), величественные храмы (Пантеон в Париже. 1780, арх. Ж. Суффло), общественные здания (театр в Бордо. 1780, арх. В. Луи).