Собор Парижской Богоматери
Длина собора - 130 метров, в высоту башни достигают 69 метров. Одновременно храм способен вместить 9.000 человек.
В Нотр-Дам-де-Пари и поныне хранится величайшая реликвия христианства – Терновый венец Христа. Каждый год 13 миллинов человек посещают этот шедевр архитектуры.
Нижняя часть главного фасада собора состоит из трёх порталов, украшенных многочисленными скульптурами. Скульптуры этих порталов - одни из красивейших произведений Средневековья. Они иллюстрируют всю историю христианской веры от грехопадения до Страшного суда. Двери собора украшены коваными узорами. Существует легенда о том, что когда кузнец ковал эти узоры, ему оказывал помощь сам дьявол. Когда готовые ворота установили, их не смогли открыть. Открылись они лишь после того, как их окропили святой водой.
Интересно будет взглянуть на знаменитые статуи гаргулей и химер, производящих на зрителей довольно жуткое впечатление. Они восседают на верхней площадке, откуда с задумчивым видом наблюдают за Парижем.
В Соборе Парижской Богоматери нет настенной живописи. Зато имеются удивительные по красоте многочисленные витражи с изображениями библейских сцен из жизни Спасителя, Девы Марии и святых.
К сожалению, среди витражей, пострадавших за долгую историю, очень мало подлинных. До наших дней в неприкосновенности дожило одно окно-роза. Да и сам собор мог не достоять до наших дней: у революционеров храм вызывал ненависть и злобу, поэтому и пострадал намного больше, чем другие соборы Франции. В то страшное время храм был спасен любовью простого народа - горожанам пришлось платить деньги на революционные нужды. Таково было условие Робеспьера.
В годы, когда знаменитый Виктор Гюго творил свой шедевр «Собор Парижской Богоматери», собору грозило тотальное разрушение. В 1841 – 1864 гг., после выхода в свет этого романа, была произведена капитальная реставрация, благодаря которой собор и сейчас, спустя почти 800 лет постройки, продолжает завораживать своей таинственностью и потрясающим убранством.